Разное

Чеченские уроки

Волею судеб довелось мне как-то прожить на Северном Кавказе в городе Грозном целый год. Было это в уже далёком 1979 году. Советские войска вошли тогда в Афганистан, а столица нашей Родины город-герой Москва готовилась к Олимпиаде.

Памятуя о том, что «не всё то золото, что блестит», а также о том, что на «чёрном золоте» стоит экономика страны, поступил я тогда в Грозненский нефтяной институт, многоэтажный корпус которого величественно возвышался в самом центре города над жёлтыми водами реки Сунжа. Как и многие иногородние студенты поселился я в общежитии, что на Ленинском проспекте, соединяющем центр с площадью Минутка, за которой начиналась окраина города. Весь красавец-проспект можно было пройти пешком, прогуливаясь среди витрин магазинов, минут за тридцать. Спустя полтора десятка лет наши войска продвигались по нему неделями, штурмуя каждый дом, с тем, чтобы, положив сотни жизней, через несколько лет повторить всё снова. В каком кошмарном сне могло такое присниться?

А тогда это был красивый и работящий южный город с населением в четыреста тысяч человек различных национальностей. Были в нём … Даже цветомузыкальные фонтаны, у которых тёплыми вечерами собиралась молодёжь. Впрочем, не будем о грустном…

Моими соседями по комнате были чеченец Умар Халимов, похожий на танцора Махмуда Эсамбаева в молодости, и русский парнишка из Нефтекумска Саша Коваль. Мы сразу подружились. Умар к тому времени уже успел отдать честь Родине в Ракетных войсках стратегического назначения — РВСН. В наших глазах он был уже совсем взрослым. Я только что окончил техникум, а Саша — десятилетку. Саша, к превеликой нашей радости, не только хорошо помнил, но и прекрасно разбирался в химии. А этот непростой предмет был профилирующим на первом курсе нефтяного института. И надо сказать, что «химичка» у нас на потоке была дамой довольно строгой, часто устраивала контрольные работы и просто «беглые» опросы. При этом она не уставала повторять, что «в карете багажа старых знаний далеко не уедешь».

Очевидно, что в чеченских аулах тех лет не было столь серьёзных учителей химии и поэтому от желающих проконсультироваться у Саши друзей Умара не было отбоя. По вечерам маленькая студенческая комнатка наполнялась многоголосой гортанной речью и сигаретным дымом. Понять о чём говорят молодые чеченцы между собой нам с Сашей было не дано, ибо мы были не сильны в чеченском. Время от времени экзотическая для нас речь перемежалась отборным и понятным российским матом, что неизменно нас смешило и забавляло. Стоит заметить, что зачастую, из вежливости к нам чеченские парни между собой говорили и по-русски. Саша давал им уроки химии, начиная с самых её азов. Периодическая система Менделеева и теория валентности. Реакции окисления и замещения. Гидраты и гидриды. Соли и сольваты. Комплексные соединения и решение уравнений реакций. Саша был — прирождённый преподаватель. Не было материала, который бы он не знал «на зубок». Чеченцы платили ему уважением и благодарностью.

Когда же друзья Умара расходились по своим комнатам, табачный дым рассеивался и гомон умолкал, мы за чашечкой вечернего чая расспрашивали его о языке, традициях и обычаях этого горского народа. На мой вопрос о том, к какой языковой группе относится чеченский язык, Умар с гордостью заявлял, что, скорее всего к… немецкой. Думаю, наверное, от того, что немецкий язык тоже несколько гортанный. А может быть ещё и от того, что в чеченцах также присутствует воинственное начало и предки Шамиля Басаева показывали царским генералам «кузькину мать».

— Как по чеченски будет, ну, например: «Я видел тебя сегодня»? — спрашивал я.

— Сунэ тахана о гиррэ,- отвечал Умар.

Не берусь отвечать за правописание, но слышалось это примерно так.

— А какое у вас самое страшное ругательство? — спрашивал Сашка.

— Вербут чавэлла!- бойко отвечал Умар.

— А что это значит?- в один голос спрашивали мы.

— Затраханный осёл,- смеялся Умар. Только никогда не повторяйте это при наших,- добавлял он.

Но, как говорится, «запретный плод сладок». И потому, как только комната вновь наполнялась гортанной речью и табачным дымом, мы со своих мест в полголоса по очереди выкрикивали «страшное ругательство» и по-детски прыскали в подушку. Но друзья Умара не обижались и смеялись вместе с нами.

По местному телевидению транслировали как-то небезызвестную трагедию товарища Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», на которую «замахнулся» местный Драматический театр. Постановка шла на чеченском языке. На глазах многих зрителей и телезрителей были слёзы. Но причиной того являлся отнюдь не драматизм произведения.

Чеченский Ромео, стоя с гитарой под балконом возлюбленной, призывно выкрикивал:

— Хавуль, Джульетта, на балкониш!

Что неизменно вызывало дружный зрительский смех.

Однажды к Умару в гости пожаловал его старый друг Ахмед. Ахмед был родом из отдалённого горного аула, где почти никто не говорил по русски. Они сидели у нас в комнате и неспешно говорили о чём-то на своём языке. Ахмед привёз с собой банку домашнего вина. Угостили им и нас с Сашей. Вино было крепким и вкусным. Постепенно речь

Ахмеда становилась всё более оживлённой. Говоря о ком-то, он как перцем пересыпал свою речь русскими народными выражениями, добавляя после слово «деятель». Что за «деятель»?

— Извините, — поинтересовался я, разбираемый любопытством. О каком таком деятеле вы говорите таких выражениях? Может быть о каком-то политическом?

В ответ раздавался дружный смех. Плохо говоривший по-русски Ахмед, пытался образно показать мне этого «деятеля». Он широко, подобно крыльям, расставлял руки, а Умар подносил к его носу шариковую авторучку.

— Так этот «деятель» ещё и летает? — изумлялся я.

Умар от смеха падал на кровать. А потом садился, согнувшись пополам от смеха, держась руками за живот. Когда же, перейдя в кашель, смех наконец прекращался, Умар пояснял, что «деятель» — это птичка такая.

— А, понятно! Он ещё та птица? — уже поддерживал нехитрую игру я сам.

— Да нет же. У него головка красная, — подключался Саша. И он ею долбает. Ну как ты не понимаешь?

— Кого долбает? — продолжал я свою роль.

— Жуков всяких! — отвечал он.

— Жуликов, что ли?

— Да птица это, птица. Дятел, по-вашему. Дятел. Понял? — заканчивал игру Умар. Но мы ещё долго все вместе смеялись.

Были мы тогда все молоды и веселы от молодого же домашнего вина, привезённого чеченским другом. А толк в вине чеченцы знают. Нигде не доводилось мне больше пить более вкусного и мягкого вина, которое больше радует, чем опьяняет. Тогда-то в Грозном ещё производился знаменитый на весь мир коньяк «Абрау Дюрсо».

Ободрённый выпитым вином я задал тогда друзьям, что называется

«вопрос на засыпку». Почему они, считающие себя мусульманами, всё же выпивают? Как это объяснить с точки зрения Корана? На что Ахмед, как более старший товарищ, попытался мне ответить так:

— Шёл как-то пророк Магомет по пустыне по своим пророческим делам.

Вдруг видит, сидят два путника и выпивают. При этом они веселятся, радуются, обнимают друг друга и клянутся в вечной дружбе. И сказал тогда пророк Магомет:

— Люди! Пейте вино и веселитесь! Это хорошо. А что хорошо людям — то угодно Аллаху! И да будет так во веки веков!

И вот прошло какое-то время, возвращается пророк Магомет тем же путём обратно. И видит страшную картину. Оба путника убиты. Из груди каждого торчит кинжал. Вокруг безлюдная пустыня.

Тогда то и запретил пророк Магомет потреблять винцо правоверным на веки вечные во славу Аллаха и для пользы верноподданных, дабы не нарушали заповедей под воздействием горячительных напитков.

Таков был небольшой «урок религии», данный нам Ахмедом в переводе его друга Умара.

— Тогда почему же вы всё-таки выпиваете? — допытывался я.

— Но, ведь, и вы тоже не всегда придерживаетесь христианских заповедей, — отвечал Ахмед.

Кто бы мог подумать, что по прошествии полутора десятка лет все мы, и русские, и чеченцы так жестоко будем их нарушать? Некогда прекрасный четырёхсоттысячный южный город лежит в руинах, десятки тысяч людей погибло. Сотни тысяч судеб искалечено войной. Странной войной в мирное время. Что это? Наказание Господне за неверие, за грехи людские?

Надолго ли запомним мы эти чеченские уроки?

Сквозь облака пороховой гари Второй чеченской, каждый день врывающиеся к нам с экранов телевизоров, видится мне маленькая комнатка студенческого общежития, плывущая как бригантина в облаках табачного дыма. И молодые чеченские парни, склонившиеся над конспектами, усердно шевелящие губами, постигая уроки химии, данные им Сашей. И мы, тогда восемнадцатилетние русские ребята, весело и с удивлением открывающие для себя язык и обычаи чеченского народа.

По какой-то зловещей иронии истории, основанная царским генералом Ермоловым крепость Грозная, стала грозной сначала для воинственных чеченских племён, потом же имя города стало нарицательным уже и для самой российской армии, как впрочем и для всего человечества в целом. Подобно Чернобылю, ставшему поистине «чёрной былью», Грозный стал грозным предупреждением неразумным политикам, всем тем, кто пытается вместо того, чтобы убеждать силой разума, побеждать силой оружия.

Михаил Быков. Март 2000 г.

Спонсоры