Смешные истории

Музыковед – существо проблемное

Проблемы нужны музыковеду, как птице нужен воздух, рыбе – вода, человеку – любовь. Иначе его место в истории человечества оказывается совершенно неясным.

Стоит в библиотеке милая девушка. Прозрачная, как веточка в апреле. На лице – неизгладимая печать интеллекта. Час ждет, другой ждет,… время в нашей библиотеке течет медленно, незаметно…

— Зачем стоишь – поинтересовалась я на исходе третьего часа.

— Да за проблемами…

— Подумать только! И я тоже…

Откуда-то, из книжной бездны раздается коварный голос: «А проблем на всех не хватит!»

И тут же появилась долгожданная персона с единственным потрепанным сборником «Теоретические проблемы истории музыки».

Как их разделить пополам? Ведь каждый мечтает остаться наедине с проблемами хотя бы на пару часов.… И ведь, сколько их, разных! Лезу в каталог и читаю:

  • Проблемы организации музыкального произведения.
  • Проблема символа и реалистическое искусство.
  • Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита.
  • Проблемы истории австро-немецкой музыки.
  • Проблемы основного тона аккорда…

И попробуй, скажи, что все это – не наши проблемы! Все-то нас, досужих, волнует. В первую очередь, конечно же, музыка – то ли как состояние души то ли как вид искусства. Искусство в целом, а также то, что им именуется.

Любая отрасль науки, общественная жизнь, государственная и консерваторская политика, статистика, наконец. И везде найдется, о чем поспорить.

Главный критерий настоящей проблемы – её не решаемость. Если ты обнаружил хотя бы одну нерешаемую проблему, можешь считать, что жизнь прошла не зря. Если же она быстро исчерпала себя, допустим, в рамках курсовой работы – горе тебе, несчастный! Либо ты просто не видишь дальше своего носа, либо неправильно выбрал поле деятельности.

Падай, вставай и начинай снова.

А дома проблемы другого порядка. Например, вечная проблема художника и общества. «Общество» (а в данном случае – общежитие) с большой помпой отмечает день рождения декана факультета, не обращая внимания на отсутствие виновника торжества. А «художнику» надо писать: статью, курсовую, партитуру – не важно. Важно, что ты при этом чувствуешь себя непонятым и заброшенным. Как Шостакович – евреем в советской стране…

Или, скажем, актуальная на все времена музыковедческая проблема – гармоничного сочетания любимого дела и личной жизни. Проблема расстановки приоритетов – ЧТО, ЗАЧЕМ, и КОГДА? Или же смежная с ней животрепещущая проблема, несомненно, требующая всесторонней эрудиции, в первую очередь, в области точных наук.

Как сочетать 38 часов учебной нагрузки и 20 часов рабочей нагрузки в неделю, учитывая, что в сутках в среднем 24 часа?

Сидишь за столом в учительской, кроишь расписание и чувствуешь, как постепенно осваиваешь «технику групп» Штокхаузена. Окружив себя высококачественными, т. е. трудноразрешимыми проблемами, музыковед подчас оказывается их смиренным рабом.

Вот я, например, увлеченная перечислением всего знакомого и больного, рискую выйти за пределы коротких заметок, развернуться на курсовую работу, диплом, диссертацию.… Но, может быть, это дело следующего поколения музыковедов? А моя миссия – лишь указать пути?

Люди! Оторвите носы от книг! Поднимите головы и посмотрите вокруг! Если решение проблемы не представляется возможным, значит, есть смысл на время отложить её. Подумайте, как здорово, что вокруг нас – такой замечательный, пестрый, интересный мир, что мы не можем и не хотим оставаться равнодушными ко всему, в нем происходящему. А потом мы снова сядем за стол и ещё много всего напишем. Вот только чуть-чуть отдохнем…

Спонсоры